20 ноября 2013 г. в Москве состоялось совещание Государственного антинаркотического комитета

20.11.2013 14:57

20 ноября в Москве состоялось совещание Государственного антинаркотического комитета на тему: "Об организации деятельности муниципальных антинаркотических комиссий".

В мероприятии принимали участие Иванов Виктор Петрович, председатель Государственного антинаркотического комитета, Цветков Николай Борисович, заместитель директора ФСКН России - руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета, Президент Национальной Ассоциации реабилитационных центров Юрий Крупнов, Николай Новопашин, основатель Спасо-Преображенского реабилитационного центра, вместе с руководителями филиалов Центра и руководители центров, входящих в Ассоциацию.  А так же представители Правительства г. Москвы, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также реабилитационных центров.

Совещание транслировалось по каналам видеосвязи во все территориальные органы ФСКН России. В студиях территориальных органов ФСКН России присутствовали заместители председателей антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, представители органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, социальной защиты, а также главы муниципальных образований и представители общественных организаций.

На совещании обсуждались вопросы снижения наркотизации современного общества. Снижение спроса на наркотики требует не только выработки соответствующей генеральной линии на уровне государства, но и ее полноценного воплощения в наших городах, районах, сельской местности. Именно на местах как нельзя лучше известны проблемы граждан, именно на уровне муниципалитетов ясно, какая именно помощь и кому должна быть оказана. На федеральном уровне задаются генеральные векторы антинаркотической политики, но их непосредственная реализация происходит, что называется, «на земле», органами местного самоуправления.

Выступая на совещании, Виктор Иванов отметил, что в текущем году в соответствии с законом практически во всех муниципальных образованиях (районах) Российской Федерации созданы антинаркотические комиссии и приняты муниципальные антинаркотические программы. Тем самым завершён шестилетний процесс формирования единой вертикально интегрированной антинаркотической системы.

Начало данному процессу было положено Указом Президента России в 2007 году об образовании Государственного антинаркотического комитета и, соответственно, региональных антинаркотических комиссий в каждом субъекте федерации.

В соответствии с федеральным законом от 7 июня № 120-ФЗ с декабря текущего года субъекты федерации и органы местного самоуправления получат право проводить мероприятия в области профилактики наркомании, включающие реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей.

Вместе с тем, подчеркнул Виктор Иванов, анализ массовой активности на муниципальном уровне в антинаркотическом направлении показывает, что на местах существует серьезный дефицит представления о том, чем должны заниматься комиссии, в чём их специфика и отличия от региональных антинаркотических комиссий. Сегодня необходимо в срочном порядке провести инвентаризацию того, что происходит на муниципальном уровне и выработать систему мер по наиболее эффективной деятельности муниципальных антинаркотических комиссий, остановив при этом необоснованное вмешательство в эту деятельность.

Как подчеркнул 8 ноября в ходе встречи в Кремле с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований Президент России В.В. Путин, «сегодня принципиальное значение приобретает качество реализации нашей политики на местах. Поэтому государственная и муниципальная власть должны работать, безусловно, как одна команда. И федеральный центр, и регионы, и каждое из более чем 23 тысяч наших муниципальных образований – от крупного городского округа до небольшого сельского поселения – все должны чувствовать, что работают в единой системе. У нас общие цели – развитие России и всех её территорий».

Вовлечение муниципального уровня управления в стране в единую государственную антинаркотическую политику произведено для фокусирования усилий федерального и регионального уровней антинаркотической политики на базовый ключевой муниципальный слой, где люди, собственно, живут и трудятся.

Это означает, что надо так организовывать деятельность муниципальных комиссий, чтобы сделать антинаркотическую политику практическим инструментом решения главных для каждого города и района проблем.

В этой связи федеральный и субъектовый уровни управления должны не просто помогать, а создавать всю систему механизмов и сервисов, чтобы целенаправленно улучшить возможности на муниципальном уровне.

Виктор Иванов отметил, что в соответствии с президентским приоритетом нужно «решать вопрос в целом, системно, по существу, балансировать доходы и полномочия, а не проводить бесчисленные проверки «для галки», объявлять дисциплинарные взыскания, раздавать предписания, заранее зная, что выполнить их просто нереально». Поэтому региональные антинаркотические комиссии обязаны, по словам Президента, «радикально ограничить возможности разного рода проверяющих органов вмешиваться в работу муниципалитетов, стоять над душой, что называется».

Основываясь на требовании президента по созданию национальной системы комплексной реабилитации, нужно кардинально переформатировать существующие региональные антинаркотические программы, центральное место в которых должна занимать немедицинская реабилитация. Технологической основой такой национальной системы станет институт именных сертификатов на реабилитацию, позволяющий государству на региональном уровне полноценно и персонально финансировать реабилитационные программы для наркопотребителей.

Лидером здесь на сегодня является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, который постановлением регионального правительства «О предоставлении сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями» утвердил порядок выдачи наркопотребителям именных сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.

Именно такой регламент обеспечивает базовый и прозрачный механизм финансирования реабилитационных программ.

Говоря о введении системы альтернативной ответственности наркопотребителей, совершивших незначительные преступления, которая будет завершена через три-четыре месяца, Виктор Иванов сказал, что сегодня на законодательном уровне созданы практически все возможности для этого. Главным руслом вовлечения наркопотребителей в реабилитацию должны стать муниципальные антинаркотические комиссии. Именно эти комиссии выявляют и направляют наркопотребителей на реабилитацию, а по ее завершении организовывают персональный патронат. В стране сегодня уже создаются мощные сети реабилитационных центров, которые принимают у себя бывших наркопотребителей со всей страны.

Именные сертификаты в рамках разработанной на данный момент государственной комплексной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» будут реализоваться на основе не только региональных бюджетов, но и через дотации региональным бюджетам из федерального бюджета после начала работы ГМП.

Виктор Иванов определил пять главных направлений деятельности муниципальной антинаркотической комиссии:

Первое – организация местной системы реабилитации: выявление, мотивирование на прохождение реабилитации, постреабилитация, и персональный патронат ресоциализации.

Второе – определение и объявление экстраординарной ситуации в конкретном районе, в случае, когда долгие годы не решаются очевидные проблемы или появляются новые факторы наркотизации.

Третье – организация базовой профилактики наркомании.

Четвёртое направление – это защита подростков.

Пятое, но никак не последнее, а где-то даже и ведущее направление антинаркотической деятельности на муниципальном уровне - комплексный подъём и развитие района и города, создание лидерских сообществ, сообществ развития, направленных на рост плотности населения в районе и городе и мощный демографический рост в регионах.

Президент НАРЦ Юрий Крупнов в своем выступлении рассказал о том, что значительные изменения в сфере реабилитации и ресоциализации будут ощущаться только в том случае, если будет дана возможность пройти курс реабилитации порадка 150 тысячам наркозависимых. Вместе с тем он подчеркнул, что добиться таких показателей возможно только в условиях тесного взаимодействия подтвердивших свою эффективность негосударственных реабилитационных центров, способных стать основанием национальной системы реабилитации, и финансовой поддержки государства. Совместные усилия государства и общественных инициатив в этой области способны задать базу для создания "индустрии" социальной реабилитации и ресоциализации.

C докладом выступил и Николай Новопашин: «Для меня, как для человека, который уже порядка 12 лет занимается вопросом реабилитации наркозависимых, очевидно, что только консолидация усилий со стороны общества и государства позволит России стать в один ряд с развитыми странами, где проблема реабилитации наркозависимых успешно решается.

Необходимо принять ряд важных мер для повышения эффективности работы общественных центров: ввести в обращение государственные сертификаты на реабилитацию, определить юридический статус наркозависимого. И самое главное – следует качественно переосмыслить работу антинаркотических комиссий всех уровней. Очевидно, что проводить анализ, вырабатывать положения, механизмы поддержки, а также создавать мотивацию для лечения самим наркоманам и отслеживать результативность реабилитации должны региональные антинаркотические комиссии. Именно они должны стать главным связующим инструментом в нашей общей работе».

>