Еженедельные новости реабилитационных центров. Выпуск №4 «Общинный центр педагогики «Спас»

30.10.2013 12:57

В октябре 2013 года сотрудники Национальной Ассоциации реабилитационных центров, совместно с делегацией НИЦ ФСКН России посетили центр общинной педагогики "Спас" в г. Обнинске для ознакомления с успешным опытом реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в общинном казачьем центре реабилитации, который предполагает, что зависимый человек попадает в здоровое сообщество, и, видя положительные образцы поведения здоровых людей, меняет свои установки, которые привели его к возникновению зависимости.

В ходе визита специалисты познакомились с особенностями программы центра реабилитации, распорядка дня, ценностями, которых придерживаются организаторы и участники программы реабилитации.

На протяжении 13 лет в Общинном Центре педагогики «Спас» (Калужская область, Боровский район) велись исследования по изучению и практическому применению русской воинской традиции служения. Плодом совместной работы стала коллективная игровая методика ратоборства «Котел», направленная на восстановление целостности личности и развитие ее творческих способностей.

Методика основана на древнейшей традиции коллективных воинских игр. Эти игры являлись своеобразной формой обучения и воспитания воинов, способствовали быстрому сплачиванию коллективов (дружин), являлись оригинальным способом «кадрового отбора», а также оказывали благотворное оздоровительное и реабилитационное воздействие.                                

В той или иной мере подобные развивающие игры являются неотъемлемой частью любой традиционной воинской мужской культуры и заключают в себе огромный воспитательный потенциал. Сама методика представляет собой мощный игровой психофизический тренинг, за одно занятие восстанавливающий физические силы и эмоциональное состояние личности. «Котел» создает вокруг себя здоровую духовно-нравственную среду (в последствии – и материальную), и не может мыслиться без нее.

Особенностью реабилитационной модели является включение реабилитантов в здоровое сообщество, традиционную казачью общину, которая является основным оздоравливающим механизмом реабилитации. В физическую подготовку входят традиционные виды боевых искусств – кулачные бои, ратоборство.

Среда, образованная на основе традиционных ценностей, носит воспитывающий, восстанавливающий, развивающий и обучающий характер. Использование психофизических упражнений в игровом контексте в данной методике позволяют также: • Выявлять и снимать стереотипы мышления и поведения, изменять их мотивацию. • Обеспечивать физическую и психологическую подготовку личности к адаптации и адекватному поведению в экстремальных ситуациях благодаря модельно-ситуационному подходу в проведении занятий. • Снимать стрессовые и депрессионные состояния, внутренние психологические установки и зажимы. • Позволяет корректировать взаимоотношения в коллективе, в динамике диагностировать личностные качества человека и его возможности.

В результате комплексного и системного применения методики происходит постепенное восстановление, зачастую «собирание» целостности личности через стимулирование ее творческих способностей. В процессе обретения целостности происходит очищение, оздоровление души и тела.

В центре реабилитации создан уклад жизни традиционной казачьей общины, на основе православных ценностей, традиционной культуры и быта, благодаря которому происходит оказание содействия в самоидентификации реабилитируемыми себя русскими людьми, мужчинами, отцами семейств, хозяевами, достойными гражданами, воинами – защитниками Родины.

Первоочередной задачей всех участников реабилитационной программы является духовное воспитание личности. В течение дня выполняется утреннее и вечернее молитвенное правило, постоянно проводятся индивидуальные и групповые занятия, по изучению Священного Писания. При центре есть домовая церковь, ежедневно проводятся утренние и вечерние правила, каждую неделю с реабилитантами проводятся занятия по изучению Священного Писания, Истории Православной Церкви.

Традиционные ценности, на основе которых построена социально-педагогическая реабилитационная программа «Спас»: патриотизм, семейные ценности, национальный идеал семьи, многодетность, мужественность, женственность, служение, взаимопомощь, милосердие, трудолюбие, трудовая семья, уважение к старшим, иерархичность, гражданственность.

Помощь в осознании мужской ответственности, ответственности перед семьей и за семью оказывает трудотерапия, которая является неотъемлемой частью реабилитации. Ежедневный труд закаляет характер, вырабатывает в человеке дисциплину и ответственность – качества, необходимые для дальнейшей самостоятельной, семейной жизни.

Реабилитируемые занимаются жизнеобеспечением деятельности Центра, строительством новых объектов, обустройством и поддержанием в рабочем состоянии имеющихся зданий и сооружений, внутренним благоустройством помещений и территории, хозяйственными и бытовыми работами. На территории центра функционируют мастерские.

В Центре педагогики стационарно проходят реабилитацию до 28 человек единовременно, 14 человек получают психологическую поддержку амбулаторно.

Отдельного внимания заслуживает опыт Общинного Центра педагогики «Спас» по организации просветительской работы с родителями «трудных» детей, решению задач воспитания. Значительная роль в работе отводится традиции, вопросам веры, духовного развития и воспитания.

Также в центре проводится обширная профилактическая работа с детьми всех возрастов – в центре работают мастерские народных промыслов, есть своя комната «сказок», сенсорная комната, готовятся театрализованные. С детьми занимаются опытные педагоги, которые помогают детям раскрыть внутренний потенциал личности.

Мальчики-подростки обучаются различным видам традиционных боевых искусств. В летнее время организуются походы с подростками.

Также в центре - усадьбе Белкина организован музей Белки, в котором собрана коллекция белок из разных материалов. Создана своя библиотека, имеется тренажерный зал.

Центр общинной педагогики "Спас" является не только реабилитационным центром для людей, имеющих разные формы зависимости, но и проводником, центром традиционной русской культуры и воспитания подрастающего поколения.

>